• Главная
  • Карта сайта
  • Электропочта

ГлавнаяПропагандаОрганизация противопожарной пропаганды → Эффективность пропаганды

Эффективность пропаганды

Эффективностью пропаганды нельзя считать только достигнутые успехи, которые в конечном итоге дают положительные результаты, а лишь те факты, которые достаточно совпадают с намерением субъекта пропаганды, свидетельствующие о достижении целей, которые ставятся перед пропагандистской информацией в процессе ее создания и распространения. Результаты пропагандистской работы ощущаются в изменении сознания, поведения социальных групп, отдельных людей, образа их мыслей.

Конечную эффективность пропаганды прекрасно и очень точно определил В. И. Ленин, сказав, что «...достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки».

Понимание сущности эффективности пропаганды обязательно предполагает правильное толкование ее критериев или отличительных признаков, по которым можно судить о результатах повышения уровня знаний и воспитания людей. Отражая достижения пропаганды, ее критерии характеризуются многими количественными и качественными свойствами. Все критерии эффективности пропаганды по-своему важны. Ни одни из них нельзя абсолютизировать, противопоставлять другому или недооценивать, так как и духовные, и практические результаты пропаганды неразрывно взаимосвязаны.

Существует целый ряд критериев эффективности пропаганды. Они имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу и используются с успехом в практической деятельности. Эти критерии подразделяются на общие и специфические. Различие между ними довольно относительно и проводится главным образом для формализации методики их применения на практике. К группе общих критериев относятся критерии знания, убеждения, действия. Критерий знания определяет степень (уровень) осведомленности, информированности людей о тех или иных фактах объективной действительности. При этом подлинное знание фактов оценивается по тому, насколько человек способен связывать единичное с общим, т.е. правильно толковать факты. Несмотря на внешнюю простоту, критерий знания имеет достаточно разветвленную структуру, куда входят, в частности, следующие аспекты: гносеологический (технические и экономические знания, идеи, теории и пр.), познание принципов (правдивость, связь с жизнью, конкретно теоретический подход и т. п.), системность усвоенных знаний. Критерий убеждения считается исключительно сложным в силу того, что понятие убеждения включает в себя все богатство духовных сил, мыслей и чувств, разума и волн личности. Убеждения контролируют все психологические явления, желания, интересы, стремления, установки ориентации. Они — органическое единство результатов рационального познания объективной реальности отношения к ней. Критерий убеждения можно характеризовать по нескольким показателям: по содержанию (характер, разнообразие и глубина приобретенных знаний, усвоенных идей); по личностной оценке полученных знаний и самих явлений, отражением которых они являются; по степени уверенности в правильности восприятия идей, взглядов; по согласованности взглядов с реальным поведением человека; по его готовности к действиям соответствующим полученным знаниям.

Наконец, критерий действия — синтезирующий критерий эффективности — определяет изменение в трудовой и общественной активности, в характере поведения, в нравственности человека. При определении эффективности противопожарной пропаганды этот критерии особенно важен, ибо именно действия и поведенческие нормы людей оказывают решающее влияние на уровень пожарной безопасности.

К группе специфических критериев эффективности относят критерии психологического, познавательного я поведенческого воздействия. Критерий психологического воздействия оценивает изменение состояния и настроения объекта пропаганды (аудитории) в требуемом направлении, изменение установок (мотивов), развитие познавательного интереса. Критерий познавательного воздействия раскрывается через переходы от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, от меньшей степени общности к большей. Поведенческий критерий служит логическим продолжением двух предыдущих и определяется по соответствию поступков людей характеру полученных ими от пропаганды знаний.

Каждый критерий подразделяется на показатели, отражающие те или иные стороны эффективности. Общая эффективность в этом случае предстает как сумма слагаемых того или иного критерия, раскрывающих его содержание. И чем полнее членение каждого критерия на соответствующие показатели, тем больше возможностей для объективной оценки результатов пропаганды. В определенной мере выбору показателей для различных критериев может помочь то, что общую эффективность можно рассматривать как сумму отдельных эффектов (эффект — более широкое понятие, подразумевающее любой, всякий результат пропагандистской деятельности, который может подтверждать (или отрицать) общую эффективность). Различают несколько групп таких эффектов, в том числе:

  1. Когнитивные эффекты.
  2. Ценностные эффекты.
  3. Организационные эффекты.
  4. Коммуникативные эффекты.

Когнитивные эффекты

  1. Приращение (размножение) знаний в осознанной и неосознаваемой формах.
  2. Импульс к активному размышлению, т. е. определенная работа с полученной информацией; ее осмысление, постановка в связь с уже имеющимися знаниями и т. п.
  3. Импульс к потреблению новой информации, приобретению новых знаний, т. с. возникновение, поддержание, усиление познавательного интереса.
  4. Импульс к созданию новой информации (на различных уровнях общения).
  5. Непосредственное использование полученной информации в процессе создания повой информации, т. е. включение ее в той или иной форме в создаваемый текст и т. п.

Ценностные эффекты

  1. Возникновение (порождение) новой позиции, мнения, интереса, взгляда, отношения и т. п.
  2. Укрепление имеющейся позиции, порождение убеждений, твердых мнений, устойчивых отношений и т. д.
  3. Ослабление имеющейся позиции (установки) или ее полное замещение другой позицией, пересмотр точки зрения, изменение мнения, отношения и т. п.
  4. Импульс к действиям, связанным с выражением отношения к тем или иным позициям, поддержка, отрицание и т. п.
  5. Широкие практические действия, речевое, деятельностное поведение, находящееся в определенном содержательном соотношении, соответствие (несоответствие) с выраженными в информации позициями.

Организационные эффекты

  1. Импульс к практическим действиям, вызванный потреблением информации, но прямо не указываемым в содержании последней.
  2. Практические действия в соответствии (или в противоречии) с рекомендациями, содержащимися в информации, например, мера учета, распространения положительного опыта и т. п.
  3. Использование информации для обеспечения результатов, имеющих внеинформационную природу, например, ссылки на содержание информации, как прецедент при достижении тех или иных целей.

Коммуникативные эффекты

  1. Распространение, ретрансляция и обсуждение принимаемой информации в процессе межличностного общения.
  2. Непосредственная реакция на информацию в рамках обратной связи с источником информации (письма в редакцию и другие отклики).

Приведенные данные о критериях эффективности и отдельных эффектах пропагандистского воздействия могут быть положены в основу единой методики определения общей эффективности противопожарной пропаганды.

Понятие обшей эффективности пропагандистского воздействия отражает многообразие качества состояния и поступков человека (или групп людей), складывающегося под влиянием пропаганды в различных ее формах.

В связи с этим об эффективности пропаганды можно говорить только в смысле изменения в образе мыслей и чувств, характере социальных действий и поведении людей.

Изучение и постоянный анализ отдельных эффектов, их оценки с помощью общих и специфических критериев и определение на этой основе обшей эффективности отдельных форм и методов, а также всей противопожарной пропаганды в целом совершенно необходимы. Они позволяют гибко реагировать на проявляющиеся в процессе работы неучтенные моменты, а также па изменение общественного мнения (негативное или позитивное), дадут возможность реально оценить действенность, качество и направленность тех или иных пропагандистских мероприятий и сосредоточить свои усилия на более слабых участках. Временные интервалы определения эффективности в целом не должны превышать года, а по отдельным формам они могут быть и меньше (в зависимости от активности).




Роботы помогают тушить пожары

Учения на подстанции в Якутске

Роботы, осуществляющие какой-либо тип спасательных работ, на службе Министерства по чрезвычайным ситуациям появились уже давно, доказав свою эффективность и продемонстрировав возможности в самых сложных условиях. Новое решение - разработка на территории Российской Федерации универсального робота-помощника, выполняющего все функции спасателя или пожарника. Сегодня робототехника состоит на службе ...В рамках проведения месячника, посвященного пожарной безопасности якутские пожарные вместе с представителями «Якутскэнерго» провели комплексную противопожарную тренировку. Полем боя с огнем стала одна из трансформаторных подстанций, расположенная в 33 квартале города Якутска. Условный очаг возгорания тушили по всем правилам: сначала была перекрыта улица Бестужева-Марлинского, чтобы обеспечить ...


Поделиться:
Вам понравился материал? Лучшее, что вы можете для нас сделать - рассказать о нем своим друзьям!
или установите нашу кнопку на свой сайт
  • Пожарная безопасность
  • Портал по безопасности
  • Транспортная безопасность
  • Пожарные машины
  • Пож.ру