→ Как анализировать стихотворение

Как анализировать стихотворение

Как анализировать стихотворение

Поэзия занимает важнейшее место в культуре любого общества. Со стихотворными формами мы сталкиваемся ежедневно, но, конечно, не все они становятся достоянием и наследием нации. Творения величайших же мастеров давно вошли в литературные хрестоматии, и олицетворяют собой высшую ступень стихотворного искусства. Иногда появляется потребность «разобрать по полочкам» какое-либо произведение. В первую очередь это, конечно, нужно ученикам и студентам филологических факультетов, а также учителям и преподавателям. Хотя иногда даже самого далекого от поэзии человека поражает какое-либо произведение, и он пытается проанализировать его содержание.

Несмотря на кажущуюся легкость, даже самое небольшое стихотворение несет в себе огромный смысл (если мы говорим о тех, что вышли из-под пера настоящих мастеров), отыскать который порой довольно сложно. Также есть десяток внешних признаков, по которым можно описать стих. Поэтому анализ любого стихотворения включает в себя две основы:

 

  1. Описание «внешних» характеристик стихотворения (то есть в каком стиле написано, какие обороты речи употреблены, какая рифма выбрана, какой стихотворный ритм задан и т. д.).
  2. Наполнение, идейный смысл произведения (образы, идея, что автор хотел сказать и т. д.).


Также в анализ часто включают пункт с отношением к стихотворению со стороны пишущего человека. 

 

Другие интересные статьи:

 

Подготовка к анализу текста

Как анализировать стихотворение

 

  1. Выбросьте все лишнее из головы и прочитайте стихотворение со всей возможной вдумчивостью.
  2. Стихотворение следует прочитать столько раз, чтобы слова практически «соскальзывали» у вас с языка (для одних достаточно двух раз, для других нужно больше). Таким образом, вы поймаете «ритм» стихотворения и настроитесь на одну с ним волну.
  3. Сразу же отметьте для себя, какие чувства произведение производит на вас, созвучно ли оно с вашими мыслями, или, наоборот, чуждо вам?
  4. Узнайте основные вехи биографии автора и особенно того периода, когда данное стихотворение было написано. Что привело автора к написанию этих строк, кому они посвящены?
  5. Подумайте о смысле и идее, которые автор хотел передать читателю. Может быть, есть скрытый смысл или применена аллегория?
  6. Ознакомьтесь со всеми незнакомыми понятиями из плана анализа.
  7. Приступайте к анализу на бумаге.

 

 

Развернутый план анализа стихотворения

Как анализировать стихотворение

 

  1. Кто автор стихотворения, и какое название оно носит (часто не выделяется в отдельный пункт плана, а является своеобразным названием работы).
  2. Когда было создано и какие события предшествовали созданию данного произведения. Что сподвигло автора написать данный стих. Рядовое ли это произведение, или выбивается из общего ряда авторских стихов?
  3. Какова основная мысль произведения? Есть ли в нем сюжет? Или описаны чувства? К какому литературному направлению относится (романтизм, символизм, сюрреализм, реализм, футуризм и т. д.)? К какому жанру можно данный стих отнести? Может быть: ситуационный, лирический, пейзаж, философский, памфлет, ода, сатира, баллада и т. д.
  4. Какова композиция стихотворения? Каким образом делится на строфы? Как распределяется «сюжет» стиха по строфам: каждая строфа имеет законченную мысль, или является логическим продолжением прошлой? Особенности рифмы: парная (когда между собой рифмуются 1 и 2 строчки, 3 и 4; схематически это пишется так – ААББ), перекрестная (АБАБ) или кольцевая (АББА). Есть ли анафоры (дополнительная рифма в виде слов в начале строчек)? Каков размер стихотворения (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактель и т. д.)? Есть ли вывод, или финал открыт?
  5. Какова лексика стиха, какую речь автор использует для подачи идеи (научная, публицистическая, разговорная, литературная)? Употребляются ли различные образные фразы или слова? В частности: аллегория, ирония, гипербола, эпитеты, одушевление, метафоры? Встречаются ли архаизмы? Есть ли повторы слов, риторические вопросы? Нарушен ли порядок построения слов в предложении?
  6. Как раскрыт образ героя повествования? Если рассказ от лица самого автора, то какие переживания в душе у лирического героя?
  7. Опишите свое отношение к данному произведению. Какой урок оно преподнесло вам? Схожи ваши мысли и чувства с переживаниями героя/героев? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Дайте свою оценку стихотворению.

 

 

Советы по работе над анализом стихотворения

 

 

  • Анализ стихотворения можно делать по плану, то есть по подпунктам, а можно писать в виде сочинения. Каждый пункт можно описать кратко, а можно развернуто. Это зависит от вашего конкретного задания и от требований учителя/преподавателя.
  • Изучите все термины, чтобы не путаться в понятиях.
  • Если анализ стихотворения носит проверочный характер, то вполне уместно будет дать краткое определение всем терминам, которые вы употребляете в работе (например, пояснить, что такое гипербола или аллитерация).
  • К каждому пункту плана вы должны подобрать доказательства в виде строк из стиха. Если вы нашли аллегорию, то продемонстрируйте это; если считаете, что автор символист, то докажите это строками, и т. д. Без цитат ваша работа также будет иметь мало смысла.
  • Всегда пишите честное мнение о стихе. Если он вам не нравится или он не созвучен с вашими мыслями, то так и пишите, только аргументируйте. Иначе фраза наподобие «Мне не нравится стих» не будет иметь никакого смысла, и не будет нести никакой ценности. А вот если вы поясните, почему вам не нравится произведение, то ваше мнение будет засчитано.

Как анализировать стихотворение

Трудно проанализировать только первое стихотворение. Второе, третье и последующие охарактеризовать будет гораздо легче. Основная задача анализа заключается в том, чтобы вы доказали не только понимание того, что лежит на поверхности, но и того, что прячется между строк. Кроме того, для преподавателя важно:

  • как вы умеете находить и систематизировать материал;
  • насколько грамотна и литературна ваша речь;
  • как вы владеете понятийной базой;
  • критичность вашего мышления.


Теперь вы знаете, что нужно для того, чтобы грамотно и на «отлично» проанализировать любое стихотворение. Удачи!

Опубликовано: 20.09.2019

На неопределенный срок: YouTube продолжил бан аккаунта Трампа

КИЕВ. 27 января. Пожарная Безопасность. Представители видеохостинга YouTube продлили на неопределенный срок ограничения по учетной записи бывшего президента США Дональда Трампа. Как отмечает во вторник газета Politico, рестрикции со стороны сервера коснулись и личного адвоката Трампа Рудольфа Джулиани, которому теперь запретили зарабатывать деньги на платформе, информирует Пожарная Безопасность.

Байден считает "Северный поток - 2" плохой сделкой для Европы

КИЕВ. 26 января. Пожарная Безопасность. Президент Соединенных Штатов Америки Джозеф Байден считает строительство трубопровода "Северный поток-2" плохой сделкой для Европы. Об этом во время брифинга сказала пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки, передает Пожарная Безопасность. Цитата "Президент (США Джо Байден - ред.

Кулеба поздравил Блинкена с назначением на должность главы госдепа США

КИЕВ. 26 января. Пожарная Безопасность. Глава министерства иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба поздравил своего американского коллегу Энтони Блинкена с назначением на должность государственного секретаря США. Об этом Кулеба написал в своем Twitter, передает Пожарная Безопасность. Цитата: “Поздравляю Энтони Блинкена с назначением на должность Государственного секретаря США.

Новости

События отрасли

 

© 2010-2021 Пожарная безопасность

Публикация материалов на другие ресурсы запрещается.

По всем вопросам обращайтесь на почту: