→ Как анализировать стихотворение

Как анализировать стихотворение

Как анализировать стихотворение

Поэзия занимает важнейшее место в культуре любого общества. Со стихотворными формами мы сталкиваемся ежедневно, но, конечно, не все они становятся достоянием и наследием нации. Творения величайших же мастеров давно вошли в литературные хрестоматии, и олицетворяют собой высшую ступень стихотворного искусства. Иногда появляется потребность «разобрать по полочкам» какое-либо произведение. В первую очередь это, конечно, нужно ученикам и студентам филологических факультетов, а также учителям и преподавателям. Хотя иногда даже самого далекого от поэзии человека поражает какое-либо произведение, и он пытается проанализировать его содержание.

Несмотря на кажущуюся легкость, даже самое небольшое стихотворение несет в себе огромный смысл (если мы говорим о тех, что вышли из-под пера настоящих мастеров), отыскать который порой довольно сложно. Также есть десяток внешних признаков, по которым можно описать стих. Поэтому анализ любого стихотворения включает в себя две основы:

 

  1. Описание «внешних» характеристик стихотворения (то есть в каком стиле написано, какие обороты речи употреблены, какая рифма выбрана, какой стихотворный ритм задан и т. д.).
  2. Наполнение, идейный смысл произведения (образы, идея, что автор хотел сказать и т. д.).


Также в анализ часто включают пункт с отношением к стихотворению со стороны пишущего человека. 

 

Другие интересные статьи:

 

Подготовка к анализу текста

Как анализировать стихотворение

 

  1. Выбросьте все лишнее из головы и прочитайте стихотворение со всей возможной вдумчивостью.
  2. Стихотворение следует прочитать столько раз, чтобы слова практически «соскальзывали» у вас с языка (для одних достаточно двух раз, для других нужно больше). Таким образом, вы поймаете «ритм» стихотворения и настроитесь на одну с ним волну.
  3. Сразу же отметьте для себя, какие чувства произведение производит на вас, созвучно ли оно с вашими мыслями, или, наоборот, чуждо вам?
  4. Узнайте основные вехи биографии автора и особенно того периода, когда данное стихотворение было написано. Что привело автора к написанию этих строк, кому они посвящены?
  5. Подумайте о смысле и идее, которые автор хотел передать читателю. Может быть, есть скрытый смысл или применена аллегория?
  6. Ознакомьтесь со всеми незнакомыми понятиями из плана анализа.
  7. Приступайте к анализу на бумаге.

 

 

Развернутый план анализа стихотворения

Как анализировать стихотворение

 

  1. Кто автор стихотворения, и какое название оно носит (часто не выделяется в отдельный пункт плана, а является своеобразным названием работы).
  2. Когда было создано и какие события предшествовали созданию данного произведения. Что сподвигло автора написать данный стих. Рядовое ли это произведение, или выбивается из общего ряда авторских стихов?
  3. Какова основная мысль произведения? Есть ли в нем сюжет? Или описаны чувства? К какому литературному направлению относится (романтизм, символизм, сюрреализм, реализм, футуризм и т. д.)? К какому жанру можно данный стих отнести? Может быть: ситуационный, лирический, пейзаж, философский, памфлет, ода, сатира, баллада и т. д.
  4. Какова композиция стихотворения? Каким образом делится на строфы? Как распределяется «сюжет» стиха по строфам: каждая строфа имеет законченную мысль, или является логическим продолжением прошлой? Особенности рифмы: парная (когда между собой рифмуются 1 и 2 строчки, 3 и 4; схематически это пишется так – ААББ), перекрестная (АБАБ) или кольцевая (АББА). Есть ли анафоры (дополнительная рифма в виде слов в начале строчек)? Каков размер стихотворения (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактель и т. д.)? Есть ли вывод, или финал открыт?
  5. Какова лексика стиха, какую речь автор использует для подачи идеи (научная, публицистическая, разговорная, литературная)? Употребляются ли различные образные фразы или слова? В частности: аллегория, ирония, гипербола, эпитеты, одушевление, метафоры? Встречаются ли архаизмы? Есть ли повторы слов, риторические вопросы? Нарушен ли порядок построения слов в предложении?
  6. Как раскрыт образ героя повествования? Если рассказ от лица самого автора, то какие переживания в душе у лирического героя?
  7. Опишите свое отношение к данному произведению. Какой урок оно преподнесло вам? Схожи ваши мысли и чувства с переживаниями героя/героев? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Дайте свою оценку стихотворению.

 

 

Советы по работе над анализом стихотворения

 

 

  • Анализ стихотворения можно делать по плану, то есть по подпунктам, а можно писать в виде сочинения. Каждый пункт можно описать кратко, а можно развернуто. Это зависит от вашего конкретного задания и от требований учителя/преподавателя.
  • Изучите все термины, чтобы не путаться в понятиях.
  • Если анализ стихотворения носит проверочный характер, то вполне уместно будет дать краткое определение всем терминам, которые вы употребляете в работе (например, пояснить, что такое гипербола или аллитерация).
  • К каждому пункту плана вы должны подобрать доказательства в виде строк из стиха. Если вы нашли аллегорию, то продемонстрируйте это; если считаете, что автор символист, то докажите это строками, и т. д. Без цитат ваша работа также будет иметь мало смысла.
  • Всегда пишите честное мнение о стихе. Если он вам не нравится или он не созвучен с вашими мыслями, то так и пишите, только аргументируйте. Иначе фраза наподобие «Мне не нравится стих» не будет иметь никакого смысла, и не будет нести никакой ценности. А вот если вы поясните, почему вам не нравится произведение, то ваше мнение будет засчитано.

Как анализировать стихотворение

Трудно проанализировать только первое стихотворение. Второе, третье и последующие охарактеризовать будет гораздо легче. Основная задача анализа заключается в том, чтобы вы доказали не только понимание того, что лежит на поверхности, но и того, что прячется между строк. Кроме того, для преподавателя важно:

  • как вы умеете находить и систематизировать материал;
  • насколько грамотна и литературна ваша речь;
  • как вы владеете понятийной базой;
  • критичность вашего мышления.


Теперь вы знаете, что нужно для того, чтобы грамотно и на «отлично» проанализировать любое стихотворение. Удачи!

Опубликовано: 20.09.2019

Украинцам не рекомендуют посещать центр Барселоны из-за протестов

КИЕВ. 14 октября. Пожарная Безопасность. Гражданам Украины, которые находятся в Барселоне, в связи с ухудшением ситуации рекомендуют избегать массовых скоплений людей, а также воздержаться от посещения центра города и туристических локаций. Об этом сообщает Генеральное консульство Украины в Барселоне на своей странице в Facebook, передает Пожарная Безопасность.

Где купить качественный и надежный сейф для дома

Мы живём в достаточно беспокойное время. Сегодня все люди пытаются обеспечить безопасность себя, своих родных и близких, а также своего имущества. Важнейшим элементом охранной системы является сейф. С его помощью без проблем можно обеспечить сохранность вашего ценного имущества. В сейфе хранят деньги, ценные бумаги, ювелирные украшения и прочее.

ЕС призвал Турцию остановить военную операцию в Сирии

КИЕВ. 14 октября. Пожарная Безопасность. Совет Европейского союза по иностранным делам призвала Турцию остановить одностороннюю военную операцию в Сирии, и вывести свои войска из этой страны. Об этом говорится в резолюции Совета ЕС, обнародованном на сайте Европейского Совета, информирует Пожарная Безопасность.

Новости

События отрасли

 

© 2010-2019 Пожарная безопасность

Публикация материалов на другие ресурсы запрещается.

По всем вопросам обращайтесь на почту: info@pojarnayabezopasnost.ru