• Главная
  • Карта сайта
  • Электропочта

ГлавнаяДля учителей и школьников → Урок "Лесные пожары - это бедствие"

На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу и масштабы своего воздействия на многочисленные природные связи.

Изменить поведение людей можно двумя способами:

  1. введением системы запретов;
  2. изменением сознания людей, т.е. формированием экологического мировоззрения.

Очевидно, что в реальной жизни должны гармонично сочетаться оба способа, однако задачей педагогики является второе. Формирование мировоззрения - процесс непрерывный и многолетний, включающий в себя передачу опыта, традиций, знаний и умений, ведущий в конечном итоге к изменению типа мышления. Этот процесс начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь.

Предлагаемый урок "Лесные пожары - это бедствие" рассчитан на детей от 8 до 11 лет. При разработке урока автором были учтены существующие стандартные требования к экологической подготовке младших школьников.

Цели урока

  1. Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
  2. Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
  3. Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Схема урока

  1. Вместе с детьми обсудить роль леса в жизни людей. Выяснить вместе с детьми, что произойдет, если в нашем районе исчезнут леса. Обобщить ответы детей о роли леса в жизни людей (воспользоваться брошюрой "Лесные пожары" при подготовке).
  2. Задать вопрос детям о том, что является главной опасностью для лесов. Акцентировать внимание детей на масштабах потерь, на длительности и сложности восстановления лесных экосистем после лесных пожаров. Рассказать детям о лесном пожаре, происшедшем в Междуреченском районе неподалеку от поселка Теба.
  3. Разбить детей на группы по четыре человека (учащиеся двух соседних парт объединяются в группу). Предложить группам выполнить задание, для каждого ряда задание свое. Группы первого ряда готовят ответ на вопрос - правила пожарной безопасности в лесу; группы второго ряда - ликвидация небольших очагов пожаров, когда огонь охватил несколько метров сухой травы; группы третьего ряда - поведение ребенка при обнаружении большого очага пожара, когда горят кустарники и деревья.
    Выслушать от каждой группы одного представителя, обобщить ответ на каждый вопрос. Сообщить детям о порядке оповещения различных служб о лесных пожарах.
  4. Провести игру "Представь себя деревом". Игру разработал американский эколог и педагог Джозеф Корнелл. Хотя эта игра предложена для занятия в лесу на поляне, в нее можно играть и в помещении. Смысл игры в ощущении чувства сопричастности со всем живым в природе и представлении каждым ребенком себя деревом. Дети, расположившись поудобнее, закрывают глаза, а учитель медленно произносит текст. Если внимание детей рассеивается, сократите ваш рассказ, опустив второстепенные детали и сжав некоторые описания, предназначенное для создания определенного настроения. Ваше мастерство рассказчика будет возрастать с каждым разом. Не забудьте после окончания игры, сказать детям, что они вновь мальчики и девочки, чтобы они снова были "здесь и сейчас". Обобщите полученный детьми опыт сопереживания с деревом, как с живым существом. Еще раз напомните, сколько деревьев уничтожают лесные пожары (при подготовке воспользоваться приложением 1).
  5. Проведите игру "Лесные поэты". Раздайте детям карточки, на которых написаны либо первые строчки стихов, либо рифмующиеся окончания строк (по теме урока). Дети должны придумать стихотворения сами и затем прочитать их классу (при подготовке пользоваться приложением 2).
  6. Подведите итог урока, обобщив в нескольких фразах основные положения профилактики лесных пожаров.

Материалы:

Фотографии лесных пожаров, карточки для сочинения стихов.

Игра "Представь себя деревом"

на улице. Если вы проводите игру на природе, найдите в лесу поляну под каким-нибудь большим деревом. Участники игры разойдутся по поляне и встанут, закрыв глаза. В классе дети могут сидеть за партами, устроившись поудобнее и закрыв глаза. Пока вы будете рассказывать свою историю, дети стараются представить ваш рассказ перед своим мысленным взором.

Если вам трудно выучить весь текст наизусть, не переживайте. Если вы запомните несколько самых существенных деталей, вы легко сможете восстановить своими словами.

Если вы работаете с маленькими детьми или с группой, внимание которой рассеивается очень быстро, сократите ваш рассказ, опустив второстепенные детали и сжав некоторые описания, предназначенные для создания определенного настроения. Ваше мастерство рассказчика будет возрастать с каждой игрой.

"Закройте глаза... Деревья играют очень важную роль в жизни Земли. Они создают половину кислорода, содержащегося в нашей атмосфере. Они закрепляют почву и предотвра щают эрозию почв. Они дают пищу и убежище бесчисленному множеству животных. Зимой они нагревают воздух вокруг себя, а летом охлаждают его. Деревья пробуждают в нас мысли о красоте, благородстве, силе и спокойствии.

Представьте себе, не открывая глаз, что вы идете через лес и вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в лесное дерево - кто-то в небольшую пушистую елочку, кто-то в красивую сосну, кто-то в могучий кедр. Представьте, что от вас вниз уходит прочный стержневой корень. Он прорастает сквозь мягкий верхний слой почвы и уходит все дальше вниз, глубоко в землю.

Теперь направьте во всех подземных направлениях свои боковые корни. Пусть они протянутся влево... вправо... вперед... назад. Они простираются все дальше и дальше от ствола на несколько метров. Осторожно покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю (Пауза). Окиньте мысленным взором свой ствол и убедитесь, какой он прочный и круглый (Пауза). Ваша кора гладкая или шершавая? Она темная или светлая? (Пауза).

Теперь окиньте взглядом свой ствол до самых верхних ветвей. Пройдите мысленно вдоль них, наблюдая, как они становятся все тоньше и тоньше, как они тянутся к небу. Жизнь прекрасна. Солнышко пригревает. Легкий ветерок покачивает ваши ветви. Почувствуйте, как ваши корни удерживают вас. Какие у вас иголочки? Как они качаются на ветру?

Впитывайте энергию теплых солнечных лучей, посылая ее в хвоинки, вырабатывайте пищу, используя для этого солнечный свет, воздух и воду, которую вы добываете из земли. Теперь отправьте пишу вниз по веткам к стволу. Почувствуйте, как она движется вниз к корням. Запасите ее здесь. Глубоко под землей в корнях питательные вещества запасаются до следующей весны.

Зима только начинается. Налетает ветер, его порывы подхватывают ветви и грубо раскачивают их. Словно корабль в штормовом море вас бросает вперед и назад, но мощный стержневой корень и многочисленные боковые отростки удерживают вас и не дают упасть.

Ветер стихает. И снова в лесу покой. Ваш застывший силуэт выделяется на фоне хмурого серого зимнего неба. Температура падает, и, наконец, летит снег. Почувствуйте холод снега накапливающегося на ваших ветвях. Многие животные покинули лес, но часть осталась зимовать. Птицы садятся на ваши ветви. Белочки прыгают с ветки на ветку. Вверх и вниз по стволу бегает полосатый проворный бурундучок. Возле вас прыгают зайцы, пасутся олени. Иногда пробегает лиса.

Животные находят для себя корм на ваших ветвях и стволе. Вы даете им убежище. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии!"

Лесные рифмы

Лесные богатства небезразмерны,
Лес от огня защищайте всемерно!

Скосил тайгу огонь-злодей.
Пожар - на совести людей!

Если в лесу захотелось чайку,
Помни: с огнем надо быть начеку!

Если на миг от костра отлучиться,
Может беда от него приключиться.

Запомни: опасен огонь для тайги
В сухую погоду тайгу береги!

Если собрался костер развести,
Надо площадку очистить заранее.
Все, что способно гореть - отгрести,
Чтоб не устроить в лесу загорание.

Траву поджег мальчишка-озорник,
Лесной пожар от этого возник.

Перестань с огнем шалить!
Так недолго лес спалить.

С огнем в лесу шалила детвора -
Лесным пожаром кончилась игра.

С огнем не шали! Постарайся понять,
Что шалость такая опасна всегда.
Огонь разойдется - его не унять.
А это для леса большая беда.

Свалилось горе на зверят.
Родимый дом огнем объят.

Ночь - к концу, восток светлеет,
Скоро зорька заалеет.

Рыбаки идут к реке,
Каждый с удочкой в руке,
Отведут, как видно душу.
Только кто костер потушит?

Закончив рыбалку, прощаясь с рекой,
Костер потушите. Вода - под рукой!

Лесной пожарный! Сказать по чести,
Среди профессий особо важных,
Он не случайно на первом месте:
С огнем сражаться - удел отважных!
Скачать урок "Лесные пожары - это бедствие" в формате pdf (340 КБ).


Комментарии
- Комментариев нет -

Оставить свой комментарий



Пожарная безопасность в Республике Бурятия выходит из-под контроля

Итоги работы по соблюдению мер пожарной безопасности за 2011 год на столичных стройках

Ситуация с пожарами и чрезвычайными ситуациями, ведущими к гибели людей в первые два дня нового года заставила власти Республики Бурятия собраться на внеочередном заседании правительственной комиссии. Вопросы гибели людей не допускают отлагательств. Первое и второе января 2012 года принесло двенадцать пожаров, унесших жизни девяти человек, а еще один получил в огне серьезные травмы. Это в два ...Старый, 2011 год, уже канул в лету, но подведение его итогов все еще продолжается. И это не удивительно. Ведь история призвана нас учить не совершать новых ошибок, в особенности это касается ошибок пожарной безопасности, уносящих имущество на миллионы рублей, а главное, не возобновляемую ценность – человеческие жизни. В 2011 году на строительных площадках Москвы произошло тридцать семь пожаров, ...


Поделиться:
Вам понравился материал? Лучшее, что вы можете для нас сделать - рассказать о нем своим друзьям!
или установите нашу кнопку на свой сайт
  • Пожарная безопасность
  • Портал по безопасности
  • Транспортная безопасность
  • Пожарные машины
  • Пож.ру