• Главная
  • Карта сайта
  • Электропочта

ГлавнаяПожарно-прикладной спорт → Работа со штурмовой лестницей при подъеме на четвертый этаж учебной башни и методика тренировки

Работа со штурмовой лестницей при подъеме на четвертый этаж учебной башни и методика тренировки

Старт — это положение спортсмена перед началом бега к учебной башне со штурмовой лестницей. На старте спортсмен занимает такое положение, которое удобно ему для начала бега с максимальной быстротой. Стартовые колодки для упора ног на старте использовать не разрешается.

Существует несколько видов стартовых положений и их применяют в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.

Полуприсед с частичным поворотом корпуса по направлению к учебной башне является характерным почти для всех стартующих спортсменов. Могут быть разные приемы взятия штурмовой лестницы для переноски по дистанции. Одни переносят лестницу, взяв ее двумя руками за седьмую и девятую ступеньки. Другие берут правой рукой за тетиву лестницы или за восьмую ступеньку.

Старт со взятием штурмовой лестницы правой рукой является более рациональным. В этом случае спортсмен находится в более свободном положении, так как лестницу он берет только одной рукой, а маховое движение левой помогает начать быстрый бег. Выигрыш во времени является преимуществом такого старта. Последующие движения, связанные с подвеской штурмовки в окно второго этажа, будут несколько сложнее. Однако правильная отработка техники подвески лестницы в окно второго этажа не снизит преимущества старта.

Старт со взятием штурмовой лестницы одной рукой за восьмую ступеньку выполняют следующим порядком.

По команде «На старт!» спортсмен становится левым боком к учебной башне, примерно в одном шаге от стартовой линии. После этого он занимает удобное положение для взятия старта. Левую ногу ставит на полную ступню носком к стартовой линии. Правую ставит параллельно левой ноге примерно на уровне девятой ступеньки лестницы. Сгибая колени и наклоняя корпус вперед, спортсмен берет правой рукой за восьмую ступеньку лестницы, а левой придерживает верхнюю тетиву. Находясь «На старте» спортсмен выбирает более удобное положение.

По команде «Внимание!» спортсмен занимает положение, выбранное ранее (отрывать лестницу от земли до команды «Марш!» не разрешается), и смотрит перед собой. При этом пятка правой ноги отрывается от земли. Мышцы ног и корпуса как можно больше расслабить. Приняв это положение, спортсмен сосредоточивает внимание на том, чтобы начать выход со старта точно после команды «Марш!» или после выстрела. Дыхание при положении по команде «Внимание!» не должно задерживаться.

После команды «Марш!» спортсмен резко отрывает лестницу от земли, одновременно выпрямляет ноги и начинает бег.

Старт со взятием штурмовой лестницы за верхнюю (левую) тетиву легко выполним. По он требует проделывания лишних движений у башни при подготовке лестницы, чтобы подвесить в окно второго этажа.

Взятие штурмовой лестницы на старте и переноска ее к башне двумя руками является сложным приемом, так как спортсмен скован в своих движениях на старте и при беге по дистанции. Отсутствуют преимущества такого приема Я при подготовке лестницы к подвеске. В окно второго этажа башни.

При отработке взятия старта следует обращать внимание на правильное положение ног спортсмена у лестницы. Близкое расположение ног вызывает неустойчивость корпуса (качающее положение), а слишком далекое приводит к опиранию рук на лестницу при ее взятии по команде «Внимание!». Отсутствие нужной устойчивой опоры ног о землю ослабляет толчок при выходе со старта.

Не следует допускать большого наклона корпуса спортсмена вперед, так как это уменьшает силу толчка.

Не следует стартующему следить за действиями стартера, это приводит к несвоевременному взятию старта.

Бег по дистанции с лестницей вначале производится короткими быстрыми шагами на носках; такие шаги наиболее рациональны для наращивания скорости бега после взятия старта. Эти шаги совершаются при некотором наклоне корпуса вперед. По мере увеличения скорости бега наклон уменьшается, а Длина шагов увеличивается.

Большое значение для достижения максимальной скорости в беге со старта до учебной башни имеет положение штурмовой лестницы. Штурмовая лестница должна находиться почти в горизонтальном положении (крюк лестницы направлен от спортсмена).

После взятия старта взгляд спортсмена должен быть направлен на то место учебной башни, куда необходимо опустить башмаки штурмовой лестницы. При беге до дистанции с лестницей дыхание спортсмена произвольное.

Подвеска лестницы в окно второго этажа выполняется следующим образом. За пять-шесть шагов до башни правой рукой следует повернуть лестницу крюком вверх, подняв ее левой тетивой над правым плечом, локоть правой руки опускают ВНИЗ, а кисть ее должна находиться на уровне плеча. Поворачивая лестницу и поднимая ее над плечом левой рукой следует перехватить лестницу за левую тетиву примерно у шестой ступеньки. В этом положении башмаки лестницы опускают вниз.

Для того чтобы точно и уверенно подвесить лестницу в окно второго этажа и быстро вскочить на нее, скорость бега у башни необходимо несколько замедлить и, опустив башмаки лестницы к основанию башни, толкнуть лестницу от плеча правой рукой вверх и вперед. Кисть левой руки при этом скользит по тетиве вниз. Примерно под пятой ступенькой лестницу подхватить за тетивы обеими руками. Левая нога находится в полушаге от башни, а правая — сзади левой.

Энергичным движением спортсмен поднимает лестницу и, подавая се вперед и вверх, подвешивает в окно второго этажа. Подвесив лестницу, спортсмен ставит левую ногу на первую ступеньку лестницы. Крюк лестницы должен быть очень мало поднят над подоконником.

Более простым способом, но не дающим выигрыша во времени, является подвеска штурмовой лестницы во второй этаж учебной башни с постановкой правой ноги на первую ступеньку и с последующим подъемом спортсмена по всем ступенькам лестницы. Энергичным движением спортсмен поднимает лестницу и, подавая се вперед и вверх, подвешивает в окно второго этажа. Подвесив

Необходимо помнить, что точная подвеска зависит от состояния предохранительной подушки. Если подушка очень мягкая, то при постановке лестницы башмаками на поверхность подушки у основания башни последние глубоко входят в верхний слой подушки. Вследствие этого подъем лестницы будет недостаточным, и лестница крюком ударится в стену башни или в подоконник снизу. Наоборот, если спортсмен тренировался на подушке с мягкой поверхностью, а на соревнованиях подушка более твердая, то при подвеске крюк будет находиться высоко над подоконником, следовательно, лестница от удара ее тетивами о подоконник будет отскакивать назад. Кроме этого, при мягкой подушке спортсмен, подвешивая лестницу в окно второго этажа, будет утопать в подушке, и ему нужно будет выше поднимать ногу при постановке ее на первую ступеньку лестницы.

Обучая технике подвески штурмовой лестницы в окно второго этажа учебной башни, следует обращать внимание на правильную подвеску лестницы. Подвешивание лестницы в левую половину окна затруднит выход спортсмена в окно и посадку его на подоконник. А при неплотно подвешенной лестнице (когда тетивы ее не прилегают к подоконнику) затрудняется подъем по ней и выход спортсмена в окно.

Подъем спортсмена по лестнице и посадка его на подоконник окна второго этажа проходит так. По окончании подвески лестницы в окно второго этажа, правую ногу спортсмен ставит на вторую ступеньку. Используя инерцию бега и подтягиваясь на руках, спортсмен отталкивается левой ногой и ставит ее на третью ступеньку, а правой рукой перехватывает седьмую ступеньку. Последующие движения рук н ног (правой ногой на четвертую, а левой рукой за восьмую ступеньку и т. д.) надо производить с выносом коленей за тетивы лестницы. Корпус должен быть прижат как можно ближе к лестнице, поэтому локти рук нужно развернуть в стороны и опустить вниз.

Ставить ноги на ступеньки следует мягко, не поднимая их высоко над ступеньками. Смотреть необходимо на ступеньку, расположенную выше той, на которой находятся руки.

Скорость подъема по штурмовой лестнице зависит от согласованной работы рук, ног и правильного положения корпуса.

Подтягивание на руках, полусогнутых в локтях, и разведение коленей за тетивы обеспечивают правильное положение корпуса, близкое его расположение у лестницы, и это содействует быстрой работе ног. Необходимо добиваться, чтобы движения рук при хвате за ступеньки как бы опережали движения ног; это также будет содействовать быстроте подъема по лестнице.

Так двигается спортсмен до тех пор, пока не поставит левую ногу на седьмую ступеньку и не схватит правой рукой за одиннадцатую, после чего при толчке правой и разгибании левой ноги подтягивается на руках и перехватывает левой рукой за тринадцатую ступеньку. Правую ногу при этом движении ставит на девятую ступеньку, пропуская восьмую ступеньку. После этого в темпе, без остановки, отталкиваясь правой ногой, одновременно левую ногу движением вперед и вверх заносит над подоконником в окно и, поворачивая корпус налево, спортсмен садится на подоконник.

При посадке на подоконник, не разжимая кисть левой руки, спортсмен делает ею вращательное движение вокруг тринадцатой ступеньки до положения ладони снизу. Правую руку переносит с тринадцатой ступеньки на левую тетиву хватом ладони сверху между одиннадцатой и двенадцатой ступеньками лестницы, или переносит на одиннадцатую ступеньку хватом снизу. При этом корпус наклоняет вперед. Левую ногу, согнутую в колене, спортсмен плотно прижимает к подоконнику с внутренней стороны, правую ногу, снятую со ступеньки, вытягивает вниз и прижимает плотно к стене. Посадка на подоконник производится при наклоне корпуса.

Не рекомендуется далеко и резко отводить корпус от лестницы при занесении левой ноги на подоконник окна второго этажа, так как это представляет некоторую опасность. Тетивы лестницы могут не выдержать дополнительной боковой нагрузки при отведении корпуса назад, расколоться и даже поломаться.

Подвеска лестницы в окно третьего этажа. После того как спортсмен сел на подоконник окна второго этажа, он должен начать подъем штурмовой лестницы для подвески в окно третьего этажа учебной башни.

Сильным рывком руками вверх, полностью разгибая корпус, поднимая голову и делая вздох, спортсмен выбрасывает лестницу вверх, одновременно поворачивая ее так, чтобы крюк стал над головой. Выбросив лестницу вверх, он быстро опускает руки вниз и левой рукой подхватывает лестницу за тетиву под седьмой ступенькой.

Сохраняя инерцию движения лестницы вверх, левой рукой поднимает ее на вытянутую руку, а правой подхватывает за левую тетиву над пятой ступенькой и правой рукой продолжает поднимать лестницу вверх. При этом левая рука перехватывает правую тетиву ниже уровня правой руки под пятой ступенькой. В таком положении крюк лестницы должен находиться чуть выше уровня подоконника окна третьего этажа. Далее лестницу поворачивает правой рукой на себя и подвешивает ее на подоконник.

При рывке лестницы и подъеме ее вверх руки напряжены, спортсмен рассчитанно производит быстрые и широкие движения вверх. Эти движения помогают удерживать лестницу в вертикальном положении. Во время подъема лестницы голова спортсмена поднята вверх. Он все время смотрит на крюк, контролируя вертикальное положение лестницы и рассчитывая высоту ее подъема.

Можно подхватывать лестницу снизу обеими руками после рывка ее вверх, а затем подвесить. При этом спортсмен подвешивает лестницу в окно третьего и четвертого этажей двумя движениями, затрачивая очень мало времени. Для такой подвески необходимо сделать рывок лестницы вверх, чтобы она поднялась крюком на 30—40 см ниже уровня подоконника третьего и четвертого этажей. После этого лестницу необходимо подхватить на уровне груди двумя руками за тетивы, поднять вверх и подвесить.

Этот способ требует тщательной отработки. При использовании его следует учитывать влияние ветра.

Кроме описанных, существуют и другие способы подвески штурмовой лестницы в окно третьего этажа, так, например, при рывке лестницы вверх левая рука может находится не на тринадцатой ступеньке, а в хвате за крюк. Кроме того, многие спортсмены рывок лестницы производят правой рукой за одиннадцатую ступеньку, а левой, опираясь на подоконник и выпрямляясь, помогают выполнению движения. При подъеме лестницы ее можно подхватывать после рывка двумя руками с последующей подачей ее вверх частым перебором рук или поочередным подъемом лестницы вверх при подхвате ее обеими руками.

Применение того или иного способа подъема лестницы вверх зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и от их технической подготовки.

Отрабатывая подвеску штурмовой лестницы в окно третьего этажа учебной башни, следует обращать внимание на правильное положение спортсмена в окне. При этом учитывают, что глубокая посадка на подоконнике создаст неудобства в выбрасывании лестницы вверх и не дает возможности контролировать подвеску се в следующее окно.

Не снижая темпа спортсмен переходит с подоконника окна второго этажа башни на лестницу. В момент окончания подвески штурмовой лестницы в окно третьего этажа правую ногу он ставит на первую ступеньку, a левой рукой перехватывает за правую тетиву или шестую ступеньку с внутренней стороны лестницы.

Подтягиваясь на руках и выпрямляя правую ногу, стоящую на первой ступеньке лестницы, он ставит левую ногу на подоконник возле левой тетивы с разворотом носка во внутрь башни. При этом правой рукой он берется за седьмую ступеньку и, отталкиваясь левой ногой от подоконника, правую ставит на четвертую ступеньку и перехватывает левой рукой за восьмую ступеньку. Затем левую ногу ставит на пятую ступеньку, а правой рукой берется за девятую ступеньку. В момент перехода правой ноги на четвертую ступеньку производится короткий вдох с последующим выдохом.

Спортсмен может переходить с подоконника второго этажа учебной башни на лестницу так: правой ногой он переходит с первой ступеньки лестницы на третью, а левой — с подоконника на четвертую ступеньку. При таком способе дальнейший подъем по лестнице производится без пропуска восьмой ступеньки. Этот способ прост, но требует большей затраты времени на дальнейший подъем по лестнице.

При отработке спортсмен должен обращать внимание на то, чтобы лестница сохраняла вертикальное положение, когда он ставит правую ногу на первую ступеньку. Он не должен допускать прыжков на лестнице.

Подъем спортсмена по лестнице, посадка его на подоконник окна третьего этажа, подвешивание лестницы в окно четвертого этажа, а также переход спортсмена с подоконника окна третьего этажа на лестницу производится так же.

Подъем спортсмена по лестнице в окно четвертого этажа и финиш на пол четвертого этажа учебной башни может производиться несколькими способами. Наиболее рациональным следует признать подъем, который осуществляется по лестнице до девятой ступеньки с пропуском восьмой ступеньки.

После того как правая нога станет на девятую ступеньку, спортсмен руками берется за тринадцатую ступеньку, подтягивается и перебрасывает левую ногу через подоконник. Одновременно отталкиваясь правой ногой и передавая всю тяжесть на руки, он делает одновременно резкий поворот правым плечом назад.

Слегка поднимаясь и передавая тяжесть на левую руку, спортсмен сгибает правую ногу под себя и назад и перекидывает ее через подоконник. Поднимать ногу слишком высоко не следует, так как это отнимает лишнее время.

Для того чтобы быстрее придти к финишу, лестницу необходимо подвешивать как можно ближе к правой стороне оконного проема. В противном случае можно задеть пяткой правой ноги о стенку учебной башни.

Упражнение считается законченным, когда обе ноги находятся на полу четвертого этажа.

Финиширование может быть и таким, когда спортсмен заносит прямо левую ногу, скользя по подоконнику окна четвертого этажа. При этом спортсмен отклоняет корпус от лестницы и на прямых руках заносит ногу.

Методика тренировки. Для качественной подготовки спортсменов в тренировочные занятия целесообразно включать специальные упражнения.

Такими упражнениями могут быть: бег на короткие дистанции с отработкой техники старта (без лестницы и с лестницей); гимнастические упражнения на перекладине, на кольцах или на брусьях; лазание по вертикальному канату или по шесту; упражнение со штангой или с гирями; подъем по стационарным или по приставным лестницам; игры в мяч; прыжки в высоту.

Перечисленные упражнения полезно включать и в подготовительную часть (в разминку) учебно-тренировочных занятий. Хорошо подготавливают организм к работе следующие упражнения: подъем по лестницам, набитым на учебной башне, подтягивание на перекладине или на кольцах; толкание и рывки штанги (вес ограниченный) и т.п.

Упражнения с лестницей целесообразно отрабатывать по этапам. При этом следует обращать внимание на отработку сложных элементов (подвеску лестницы в окно второго этажа учебной башни, выброс лестницы, а затем подвеска ее в окно третьего и четвертого этажей и т. п.). Не рекомендуется за одно занятие при разучивании упражнения осваивать несколько элементов. От спортсменов необходимо добиваться сознательности в отработке приема (упражнения). Составные элементы упражнения следует вначале до автоматизма отработать на втором этаже, после чего последовательно переходить к работе на расположенных выше этажах.

На этапах, составляющих данное упражнение, отдельные спортсмены уже показывают приведенные ниже результаты, а это дает возможность выполнить упражнение за 16,4 сек.

Лучший результат выполнения упражнения приведен в таблице.

№ этапа Начало этапа Конец этапа Время в секундах
1 Старт Лестница подвешена в окно второго этажа, нога на первой ступеньке лестницы 5,0
2 Лестница подвешена в окно второго этажа, нога на первой ступеньке лестницы Момент посадки на подоконник второго этажа 2,6
3 Момент посадки на подоконник второго этажа Момент подвески лестницы в окно третьего этажа 1,2
4 Момент подвески лестницы в окно третьего этажа Момент посадки на подоконник третьего этажа 2,8
5 Момент посадки на подоконник третьего этажа Момент подвески лестницы в окно четвертого этажа 1,2
6 Момент подвески лестницы в окно четвертого этажа Финиш 3,6

При подъеме по штурмовой лестнице на четвертый этаж учебной башни можно с нее сорваться. При подвешивании лестницы с одного этажа в окно второго этажа она может упасть (спортсмен не смог удержать лестницу). Может упасть спортсмен с высоты из-за технической неисправности лестницы, а также в случае неполной подвески ее в окно выше расположенных этажей или в случае промаха рук при хвате за ступеньки.

Для того, чтобы предупредить спортсменов от травм, необходимо верхние концы тетив укрепить, обмотав их в два-три слоя тонким шпагатом или бинтом (желательно на столярном клее). Во избежание повреждения тетив штурмовой лестницы при ее подвеске в окно второго этажа башни на подоконник с внешней стороны по всей ширине окна набивают отрезок прорезиненного рукава.

Перед выполнением упражнения необходимо проверить техническое состояние лестницы, обращая внимание на то, чтобы тетивы и ступеньки не имели трещин, крюк и ступеньки были плотно закреплены и т.д.

На учебно-тренировочных занятиях и на соревнованиях используют страхующее приспособление. Для работы с ним необходимо выделять наиболее дисциплинированных и хорошо проинструктированных пожарных. Не разрешается допускать к выполнению упражнения с лестницей без боевой одежды и особенно без пожарной каски.

Когда спортсмен ставит ногу на первую ступеньку лестницы, когда он ее подвешивает в окно второго этажа, а также когда он поднимается по лестнице, могут быть удары голенью о ступеньки. С целью предотвращения ушибов следует применять футбольные щитки. Их свободно вставляют спереди в голенища сапог.




Назначение категорий молниезащиты

Соблюдение мер пожарной безопасности спасло в новогодние праздники 23% человеческих жизней

Назначение категорий молниезащиты для тех или иных зданий и сооружений зависит от интенсивности грозовой деятельности в районе их местонахождения, государственной важности, степени огнестойкости, взрыво-и пожароопасности размещаемых в них производств, материалов и веществ. Среднюю грозовую деятельность за год определяет по карте среднегодовой продолжительности гроз в часах или на основании ...С целью недопущения гибели и травматизма граждан в дни новогодних и рождественских праздников при несоблюдении мер пожарной безопасности сотрудниками МЧС был разработан и проведен специальный комплекс мероприятий, имеющих технический, организационный и информационно-пропагандистский характер. В конце 2011 года Министерством по чрезвычайным ситуациям были проведены совещания, имеющие ...


Поделиться:
Вам понравился материал? Лучшее, что вы можете для нас сделать - рассказать о нем своим друзьям!
или установите нашу кнопку на свой сайт
  • Пожарная безопасность
  • Портал по безопасности
  • Транспортная безопасность
  • Пожарные машины
  • Пож.ру